Провозвестники Реформации: Джон Уиклиф  

В одной из популярных книг по церковной истории можно было увидеть очень яркий художественный образ: Джон Уиклиф высек искру, Ян Гус зажег свечу, а Мартин Лютер — осветил весь мир пылающим факелом. Уиклиф (Уиклеф, Виклеф или Виклиф — столько есть разночтений в транслитерации английского имени Wyclif на русский язык), названный первым в этой цепочке великих реформаторов Церкви, скончался 31 декабря 1384 г., всего несколько дней спустя после рождественских праздников. Это вторая причина вспомнить об Уиклифе в рождественском номере журнала «Церковь Ингрии». Первая же заключается в том, что само рождение Реформации из реформаторских устремлений, испокон веков присущих Церкви, связано с именем этого английского священника и доктора богословия из прославленного университета в Оксфорде. Так что, не забывая заслуг Лютера, воздадим должное одному из его предшественников.
Дата рождения Джона Уиклифа неизвестна, как это часто бывало в средние века. Его отец был мелким дворянином из Йоркшира, на северо-востоке Англии. По какой причине в возрасте 16-20 лет он отправился изучать науки в Оксфордский Квинс-колледж, можно только гадать. Начавшаяся в 1337 г. Столетняя война, долгое время приносившая англичанам одни только успехи, могла бы принести молодому дворянину богатство и титулы, он же предпочел тому долгие годы учебы сначала на младшем факультете семи свободных искусств (его курсы риторики, грамматики, диалектики, арифметики, астрономии, географии и музыки считались подготовительным этапом), а затем и на самом престижном и сложном из старших факультетов — богословском. Возможно, здоровье не позволило ему искать счастья на войне, хотя, кто знает, может быть, он и не стремился к такому счастью, предпочитая кровавой жатве на бранном поле мирный труд в университетской библиотеке и скриптории. Любопытно, что лолларды, последователи Уиклифа в первой половине XV в. отличались весьма своеобразным не принимающим войны мировоззрением, которое сегодня назвали бы пацифизмом.
В Оксфорде он пережил страшную эпидемию чумы 1347-1351 гг. «Черная смерть», попав в Европу год за годом возвращалась, и оказавшись под ее впечатлением Уиклиф написал один из своих первых трактатов с говорящим за себя «Последний век Церкви». Трактат увидел свет в том самом 1356 г., когда военные успехи англичан достигли своего максимума: в сражении при Пуатье им удалось пленить самого короля Франции Иоанна Доброго, удерживая под своим контролем треть французской территории. Но достижения Англии, очевидно, не радовали Уиклифа. Кровопролитная война между единоверцами-христианами, разве не была для него еще одним доказательством близости конца мира?
Тем временем 16 мая 1361 г. двадцатилетняя учеба подошла к концу. Уиклиф стал настоятелем прихода Филлингхэм в 10 милях от Линкольна. Впрочем, университет по-прежнему манил его к себе и в 1370 г. он добился присвоения степени доктора богословия.
И тут произошло событие, заставившее пятидесятилетнего профессора стать проповедником церковных реформ. 27 марта 1378 г. скончался римский папа Григорий XI. На 12 день после его кончины собравшиеся в Риме кардиналы избрали нового папу — Урбана VI. Однако, часть коллегии кардиналов находилась на тот момент в Авиньоне. Они также избрали папу — Климента VII. «Двоепапие» («великая западная схизма») продлилось около сорока лет. Столь масштабного раскола не знала история Западной Церкви, так что психологическое состояние многих современников Уиклифа было близко к шоковому: они не могли найти ответ на вопрос, кто из двух понтификов на самом деле является наследником Св. Петра и наместником Господа на земле. А пессимист Уиклиф решил, что в сложившейся ситуации есть свои собственные выгоды. В трактате «Об истине Писания» он отметил: «Папская схизма весьма полезна и благодетельна для христиан, ибо она позволяет им понять одну истину: необходимо следовать Папе в той степени, в какой он сам следует Христу и исполняет Закон Божий». В результате, всех современных ему римских и авиньонских пап Уиклиф не признавал достойными своего звания, не призывая, однако, к ликвидации самого Св. Престола. Подобно многим церковным реформаторам — предшественникам Лютера, оксфордский профессор вовсю критиковал служителей Церкви, пренебрегающих своими обязанностями, торгующих отпущением грехов, пьянствующих и развратничающих. Таких критиков, предлагавших в качестве методов борьбы ужесточение церковных и монастырских уставов, было много. Джон Уиклиф был единственным, кто в трактате «О Божественном правлении» предложил решить проблему, упразднив монашество, дабы не налагать на людей неисполнимых обетов и не склонять их тем самым к лицемерию. Именно так поступит Лютер полтора столетия спустя.
Уиклиф был также первым, кто выдвинул тезис о достаточности Священного Писания, Его приоритет перед преданием. Он же обратил внимание на то, что прощение грехов дается по благодати Божьей, которую нельзя заслужить добрыми делами. Это еще одно вполне лютеранское утверждение Уиклифа. За добрыми делами он признавал исключительно психологическую роль: совершая их, утверждал он, человек скорее получит надежду на обретение благодати, чем когда творит злодеяния.
Еще одно великое дело, предпринятое Джоном Уиклифом на склоне лет — первый перевод Библии на английский язык. До того часто переводились псалмы, существовали переведенные еще в англосаксонскую эпоху Бедой Достопочтенным Евангелие от Иоанна и Пятикнижие в переводе Эльфрика. Уиклиф и его ученики задумали сделать перевод полным, буквальным и доступным. С тех пор сохранилось 150 рукописных копий того перевода. Учитывая дороговизну рукописей в средние века и масштаб гонений на последователей реформатора в начале XV в., можно сделать вывод о поистине невероятной популярности его труда.
Джон Уиклиф оставил по себе 34 тома трактатов, проповедей и переводов. Но самое главное он был первым из череды церковных реформаторов, кто задумывался уже не о поддержании благолепия церковного фасада, но о преодолении тех внутренних изъянов, грозящих разрушением всему зданию, т.е. задумывался о Реформации. Переводы Писания, просьбы проповедникам говорить понятным и доступным языком, и церковным иерархам — не вмешиваться в дела светской власти и жертвовать церковное достояние на благотворительные нужды, все это имело одну цель — донести учение Христа до максимального числа людей, дабы они осознанно могли назвать себя народом Божьим.
В 1428 году останки Уиклифа были выкопаны и сожжены. В конце 20-х гг. XV в. было казнено около сотни учеников и последователей оксфордского реформатора. Впрочем, движение так и не удалось уничтожить полностью. Небольшие группы сумели просуществовать чуть более ста лет, когда они вступили в число английских сторонников лютеранства.
Павел Крылов. Впервые опубликовано в журнале "Церковь Ингрии" № 3-4 за 2003 год.


Главная страница
Статьи и материалы

Hosted by uCoz