Праздновать ли лютеранам Валентинов день?  

Дискуссия о «Дне влюбленных», и том, можно ли его праздновать в нашей самобытной России возобновляется каждый раз накануне 14 февраля. И нам, лютеранам, в этой дискуссии уготована особая роль. Несмотря на четырехсотлетнюю историю лютеранства в России, многие по сей день воспринимают его конфессией, пришедшей из-за границы, и оттого чуть ли не называют день Св. Валентина «лютеранским праздником». Хорошо известно, что кого-либо в чем-либо разубеждать — задача трудная и неблагодарная. И оттого хочется призвать читателей к совместному размышлению о том, какое значение имеет день 14 февраля в нашем обществе, и как я, диакон Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии, отношусь к этому празднику.
Спору нет, у размаха, с коим отмечают Валентинов день в современном мире, коммерческие корни. Но, собственно, делом коммерсантов является раскрутка любого праздника, будь-то общечеловеческий Новый год или сугубо наш, отечественный «международный» женский день. Нет смысла радоваться этому или с этим бороться, приходится признать как данность желание одних людей получать прибыль за счет других. Гораздо сильнее беспокоят попытки пропагандировать свободную любовь и супружескую неверность под маркой «Дня влюбленных». Накануне 14 февраля Петербургский ЗАГС обнародовал статистику, согласно которой половина супружеских пар в нашем городе распадается. Можно ли назвать такое отношение к семье христианским?
Святой Валентин — легендарная личность. Христианский мученик, казненный 14 февраля 270 г. по приказу императора Клавдия за нарушение закона, запрещавшего венчать солдат. Римская империя в те годы вела тяжелые войны с готами, и главной заботой т.н. «солдатских императоров», одним из которых был Клавдий, была боеспособность легионов. Запретив легионерам жениться, император рассчитывал поднять боевой дух своих солдат. Священник Валентин нарушил закон и пострадал за это. Двести лет спустя, в 494 г. римский папа Геласий причислил его к лику святых. Все это было во времена неразделенной Церкви, и оттого западные и восточные христиане имеют равное право чтить этого святого. Впрочем, исторических свидетельств о жизни Валентина и его деяниях нет, оттого простор для фантазий на его тему очень широк.
Лютеране чтят святых, но не поклоняются ни им, ни их изображениям на холсте или в камне. Мы чтим их подвиги и свидетельства веры, примеры которых они нам являют. Но мы не считаем нужным молиться им о наших нуждах, ибо у любого христианина всегда есть возможность помолиться Господу и Спасителю Иисусу Христу. Однако, у дней памяти святых есть свое значение. Жизнь наша устроена так, что мы можем забыть помолиться о чем-то очень важном не лично для нас, но для наших ближних. А день святого, история его подвига служит напоминанием о теме нашей общей, соборной молитве, которая может объединить всю Церковь. День Свв. Петра и Павла — хороший повод особо помолиться о проповеди Слова Божьего, день Св. Мартина Турского — о милосердии и жертвенности, день Св. Марии — о смирении пред свершении воли Божьей. В день 14 февраля в нашей домашней молитве и в последующее за ним воскресенье мы можем особо помолиться о семьях, как существующих, так и о тех, создание которых еще только намечается, о Божьем благословении для этих семей и о том, чтобы искушения и соблазны века сего обошли бы их стороной, и в них сохранился бы мир и покой. В этом я вижу смысл дня Святого Валентина для нашей лютеранской Церкви.
Диакон Павел Крылов
На фотографии - венчание, один из самых красивых обрядов. Фото О.Дыбы.


Статьи и материалы
Главная страница

Hosted by uCoz