«95 тезисов» Мартина Лютера: опыт внимательного чтения. (Часть 2)  

(окончание)
5. Польза от индульгенций.
В уже цитированном тезисе 55 Лютер приписывает Папе своё мнение, что Евангелие следует славить во сто раз сильнее, чем индульгенции. Итак, индульгенции – благо «ничтожнейшее», во сто раз меньшее, чем Евангелие. Но – всё-таки благо. В чём это благо состоит?
Прощающая благодать индульгенций «обращена только на наказания церковного покаяния, установленные человеком» (тезис 34). Лютер объявляет ошибочным взгляд, будто «посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается» (тезис 21). Избавляется; но не от всякого: «Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он – предполагая невозможное – обесчестит Матерь Божью, - значит лишиться разума» (тезис 75).
Итак, по мнению Лютера, индульгенции свидетельствуют об отмене страданий в Чистилище для некоторых людей, купивших индульгенции. Но не свидетельствуют о спасении всех этих людей: некоторые спасутся, а громадное большинство всё-таки отправится в ад. Нет ли тут противоречия?
Предположим, в наше время подсудимому предъявлены обвинения: 1)в рэкете, 2) в незаконном хранении оружия, 3) в уклонении от уплаты налогов. Предположим, что во время судебного процесса выяснилось, что его документы на право владения оружием – подлинные. В таком случае второе обвинение снято, но это вовсе не значит, что подсудимый оправдан: ведь первое и третье обвинения остаются в силе. Модель подобной ситуации имеется и в Библии: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём1. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона» (Иак. 2: 10 – 11).
Получается, что индульгенция снимает вину – или, точнее, свидетельствует о снятии ответственности за вину – по одному-двум второстепенным пунктам обвинения. Главных пунктов всё это не касается.
Убеждение в такой ограниченной полезности индульгенций Лютер считает не только правильным, но и очень удобным для католических священников. Ведь если смотреть на индульгенции не так, а как предлагает в «разнузданной и наглой речи проповедник отпущений» (тезис 71) – то неизбежны «коварные вопросы мирян» (тезис 81). Эти неудобные и щекотливые вопросы Лютер собрал в тезисах 82 – 89. Вот, Папа спасает множество душ ради презренных денег на постройку храма. Почему бы ему не освободить эти души из Чистилища просто ради любви к ним, - ведь любовь поважнее денег? Зачем Папа отменяет старые буллы и отпущения? Зачем ежегодные (и не дешёвые) панихиды и поминовения за давно умерших –за тех, кого Господь уже определил окончательно, и, надо полагать, в рай? Почему богатый Папа возводит храм Св.Петра на деньги нищих верующих, а не на свои? «Что Папа прощает или отпускает тем, кто в силу совершенного покаяния2 имеет право на полное прощение и отпущение?» (тезис 87).
Если же на индульгенции смотреть так, как предлагает Лютер – или, как он уверяет, «в духе и по мысли Папы», - то «все эти доводы легко уничтожаются, более того – просто не существуют» (тезис 91).
6. Кого индульгенции спасают?
Предположим, христианин всю жизнь прожил праведно, за исключением одного мелкого проступка против церковной дисциплины. В таком случае снятие наказания за этот мелкий проступок будет тем самым пустяком, который необходим и достаточен для оправдания и спасения. Получается, что о таком христианине всё-таки можно сказать: он спасся посредством индульгенции.
Эту мысль – католики тогда могли её только приветствовать, а для лютеран нашего времени странную - Лютер высказывает неуверенно, как бы нехотя: «Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище, желают быть выкупленными? Так было, сказывают, со святыми Северином и Пасхалием» (тезис 29) – Фактически это вообще не тезис (тезис – краткое утверждение, доказательство которого опущено), а раздумчивый вопрос. Упомянуты в нём люди, с которыми были связаны следующие легенды. Северин (346 – 403), епископ Кёльна, однажды, находясь при императорском дворе, совершил положенные молитвы не в установленные правилами часы дня, а все сразу. После смерти тень его явилась другому кёльнскому клирику на речной переправе и поведала, что за эту вину Северина жжёт страшный огонь, что прихожане должны за него молиться и что только по этим молитвам он сможет попасть в рай. Пасхалий (ум. 512) был римский дьякон – глубоко верующий и щедрый – который в распре двух претендентов на папство – Симмаха и Лаврентия – поддержал Лаврентия, а не Симмаха, который в конце концов воцарился и считается канонически правильно поставленным. Пасхалий умер в правление Симмаха, при его погребении были чудеса исцеления, свидетельствовавшие о святости. Но через некоторое время Герман, епископ Капуи, парясь в бане, увидел Пасхалия стоящим среди жара и прислуживающим: так наказал его Бог за поддержку Лаврентия. По просьбе Пасхалия Герман молился за него, и в следующее посещение им бани Пасхалий был уже в раю. Северин и Пасхалий, несомненно, хотели избавиться от мук Чистилища, но как будто не выражали пожелания, чтобы их оттуда выкупали деньгами. Об отношении их к индульгенциям можно только гадать: они жили тогда, когда индульгенций ещё не было.
7.Путь ко спасению – искреннее покаяние.
Лютер призывает сосредоточить всё внимание не на тех мелких грехах против церковной дисциплины, которые не пускают в рай немногих праведников, но на тех грехах против Бога и Божьего Закона, которые совершаются всеми и угрожают вечной погибелью всем. От наказания за эти грехи не спасают ни человеческие поступки вообще, ни покупка индульгенций в частности. Для спасения нужно – как минимум – искреннее покаяние (тезис 35).
«Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций» (тезис 36, то же в тезисе 37 и, как мы видели, в мысли мирянина, задающего коварный вопрос из тезиса 87). Но, если даже ты каешься – как тебе самому/самой кажется - очень истово, ты всё-таки не радуйся, не гордись и даже не думай, что спасение тебе гарантировано: «Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и – много меньше – в получении полного прощения» (тезис 30). Правда, один критерий истинности покаяния Лютер всё-таки указывает: «Истинное раскаяние ищет и любит наказания» (тезис 40; сравни тезис 5 – что наказание нужно человеческой душе для её спасения, пока эта душа наказания ненавидит; ненависть к наказанию исчезает при водворении души в рай, т. е., получается, после смерти, а если душа попадает сначала в Чистилище, то даже не сразу после смерти. Только тогда – не раньше - воспитательная роль наказания полностью исчерпывается). Христиан надо учить, чтобы они «более уповали многими скорбями взойти на небо, нежели безмятежным спокойствием» (тезис 95, заключительный). Речь идёт о том самом внутреннем покаянии, которое побуждает ко «всецелому умерщвлению плоти» (тезис 3). Но если, даже наблюдая внутреннее покаяние в глубине своей души, христианин не имеет права на безусловную уверенность в спасении, то тем менее уместна такая уверенность, если просто покупается индульгенция: «Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает [из Чистилища]…Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие. Церковное же заступничество – в одной лишь Божьей воле3» (тезисы 27 – 28). Особенно пагубным Лютер считает взгляд, будто папские индульгенции – бесценное Божье сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом (тезис 33): ведь это значит приписывать индульгенции то, что на самом деле совершил Христос.
8. Индульгенции и истинность (искренность) покаяния не совместимы.
Невозможно одновременно хвалить и «щедрость индульгенций», и «истинность раскаяния» (тезис 39). Недопустимо тратить на индульгенции деньги, нужные для домашнего хозяйства (тезис 46). Но даже если дом – полная чаша – «тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечёт на себя» (тезис 45). Любые «дела милосердия (opus misericordiae, opus charitatis)» лучше, чем покупка индульгенций (тезисы 41 – 43). «Ибо через дела милосердия приумножается милосердие4 и человек становится лучше; посредством же покупки индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания» (тезис 44).
9. Вред от индульгенций.
Индульгенции внушают богатым надежду на спасение, поэтому богатые любят индульгенции. Но надежда эта – ложная. Истинную весть о спасении несёт только Евангелие – и беднякам раньше, чем богатым. Тем самым Евангелие «делает первых последними», провоцируя ненависть богатых покупателей индульгенций (тезисы 63 – 64). «Сокровища Евангелия – это сети, коими прежде улавливались люди от богатств. Сокровища же индульгенций – это сети, коими ныне улавливаются богатства людей» (тезисы 65 – 66). Если бы эти слова Лютера были восприняты в Германии всеми с доверием и всерьёз, то индульгенции вовсе перестали бы покупать.
Видимо, в этом и заключался секрет успеха выступления Лютера. Все покупатели индульгенций в тогдашней Германии воспринимали угрозу погибели своей души всерьёз, ведь они готовы были платить за спасение. Многие при этом подозревали, что вся затея с индульгенциями преследует чисто коммерческие цели; что на самом деле невозможно подкупить Бога. Но ведь предлагал индульгенции Папа – викарий Христа на земле! Это обстоятельство гасило сомнения. И вот некий монах, доктор богословия – разделяющий с ними и веру во Христа, и глубочайшее уважение к Деве Марии, и уверенность в существовании Чистилища – заявил, что индульгенции покупать – по совести - не нужно, даже вредно. Заявил авторитетно – не посягая на авторитет Папы, но как бы от имени Папы, многозначительно намекая, будто знает о мыслях и намерениях римского понтифика то, что тот сам скрывает от кардиналов. Едва ли это было рассчитанной хитростью. Скорее это была иллюзия Лютера. Даже в 1520 г. Лютер обращался ко Льву Х - в предисловии к трактату «Свобода христианина» - как к добродетельному, понимающему необходимость реформ церковному политику, который связан своим окружением по рукам и ногам. Но эффект от иллюзорных заявлений Лютера был такой, какого не смог бы добиться ни один расчётливый интриган. Началось массовое движение, в которое были втянуты и социальные верхи, и социальные низы – все сословия Германии и многих других стран католической Европы.
С.А.Исаев, магистр богословия, кандидат исторических наук
На фото "Иисус и Мария-Магдалина" из убранства часовни в Видлице (Олонецкий район, Карелия)


Главная страница
Статьи и материалы
«95 тезисов» М. Лютера: опыт внимательного чтения. (Часть 1)

Hosted by uCoz